«девять [видов] сознания». Концепция, разработанная в рамках кит. школ ранней йогачары —
шэлунь-цзун и
дилунь-цзун, расширенный вариант «восьми [видов] сознания» (ашта-виджняна,
ба ши) виджнянавады (
вэйши-цзун). Согласно комментарию к «Цзе шэнь ми цзин» («Сандхи-нирмочана-сутра» — «Сутра, раскрывающая глубокие тайны») Юань-це в (613–696), учение о девяти сознаниях было выдвинуто
Парамартхой на основе переведенного им соч. йогачары «Цзюэ дин цзан лунь» («Шастра/Суждения об определяющей [сокровищнице] канонов»). Девять сознаний включают в себя: 1) сознание зрения (янь ши), 2) сознание слуха (эр ши), 3) сознание обоняния (би ши), 4) сознание вкуса (шэ ши), 5) сознание осязания (шэнь ши), 6) рассудок (и ши), 7) обобщающее сознание (адана-виджняна, атона ши), 8) сознание-сокровищницу (алая-виджняна,
алайе ши), 9) чистое сознание (амала-виджняна,
амоло ши). Поскольку алая-виджняна двойственна, т.е. содержит в себе как чистые, так и омраченные элементы, то она не может считаться подлинным сознанием, сознанием будды. Уничтожение омраченности алая-виджняны приводит к уничтожению самой алаи и проявлению амала-виджняны.
См. лит-ру к ст.:
Амоло ши.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 699.